Отрасль, которая ранее фактически состояла из нефтеперегонных заводов, благодаря техническому перевооружению превратилась в современную сложную индустрию. Неожиданным образом путь эволюционного развития (включавший серию радикальных изменений в макроэкономике и регулировании) привел к ухудшению финансовых показателей этого источника денежных потоков в нефтяной промышленности. В частности, в 2018 г. сектор балансирует на грани безубыточности. Новые регулятивные изменения направлены на повышение рентабельности, но вместе с тем увеличат чувствительность материнских компаний к ценам на нефть, вследствие чего результаты российской нефтяной отрасли практически напрямую будут зависеть от ценовой конъюнктуры.
В 2019 г. ожидаются изменения во внутреннем и международном регулировании. Введение правительством отрицательного акциза как способа увеличения сбора нефтяных налогов не окажет значительного воздействия на нефтеперерабатывающий сектор. Поддержать сектор призван плавающий акциз. По нашим оценкам, российские нефтеперерабатывающие предприятия в 2019 г. могут получить в рамках господдержки приблизительно 5,5 млрд долл., исходя из нашего базового макроэкономического сценария (72 долл./барр., 67 руб. за доллар), и 9,5 млрд долл., если цены на нефть останутся на текущем уровне. Новые требования Международной морской организации (IMO), вероятно, негативно скажутся на российской нефтепереработке (минус 1,5 млрд долл. в 2019 г.). Самая большая странность сложившейся ситуации заключается в отрицательной чувствительности некоторых нефтеперерабатывающих предприятий к ценам на нефть.
Значительные изменения увеличивают сложность и неопределенность. Плавающий акциз – не существовавший ранее механизм регулирования рентабельности в сегменте моторного топлива на внутреннем рынке. Он особенно чувствителен к макроэкономическим факторам и может (например, при низких ценах на нефть и стабильном курсе рубля, как это было в 2016 г.) превратиться из меры поддержки в дополнительную налоговую нагрузку на сектор в размере 4 млрд долл. в 2019 г. Помимо этого, сложность регулирования ставит под сомнение возможность достаточно точного прогнозирования финансовых показателей сектора и вполне может потребовать нового подхода к его оценке.
Второстепенность относительно добывающей отрасли означает остаточное внимание правительства. Ввиду исторических диспропорций, нефтеперерабатывающий сектор всегда получал господдержку, форма и размер которой зависели от внимания правительства к сектору в конкретный период. Субсидирование таможенных пошлин сократилось с 37 млрд долл. в 2011 г. до 13 млрд долл. в 2018 г., при этом производители только в 3к18 израсходовали 1,7 млрд долл. на стабилизацию цен на моторное топливо, в результате чего сектор превратился из источника прибыли (в первой половине 2010-х годов) в бизнес, балансирующий на грани безубыточности. По нашему мнению, инвестиционному сообществу следует пересмотреть его оценку с учетом кардинального ухудшения финансовых показателей.