Рынок нефти в ближайшие месяцы ждет рост предложения благодаря усилиям России и Саудовской Аравии. Ключевые участники соглашения ОПЕК+ в среду на Энергонеделе подтвердили свои намерения и далее воздействовать на рынок сообща.
Тема Венского соглашения ОПЕК+ второй год подряд становится знаковой для Российской энергонедели (РЭН), проходящей в эти дни в Москве. На вопрос, нужно ли и дальше странам альянса ограничивать добычу, на пленарной сессии форума отвечали президент России Владимир Путин и министр энергетики Саудовской Аравии Халед аль-Фалех.
По словам Путина, сокращение добычи – не самоцель, целью кооперации экспортёров было сбалансировать рынок и открыть потенциал для инвестиций, и она достигнута. Далее сотрудничество России и ОПЕК "нужно расширять", говорил Путин. Единственную двустороннюю встречу на площадке РЭН лидер провел с генсеком ОПЕК Мухаммедом Баркиндо, который признал "ключевое значение России для ОПЕК".
Россия на текущий момент восстановила добычу на 400 тыс. баррелей в сутки и в ближайшие месяцы может увеличить ее еще на 200-300 тыс. баррелей в сутки, сказал Путин со сцены. Напомним, по данным статистики, Россия в сентябре уже достигла пика добычи в 11,36 млн баррелей, превысив базовый уровень в 11,247 млн (на октябрь 2016 года), оговоренный в соглашении.
О росте поставок говорил и саудовский министр. По его словам, в октябре добыча королевства составила 10,7 млн баррелей, тогда как еще в июне она составляла 10,3 млн, то есть за три месяца добыча саудовской нефти выросла, по меньшей мере, на 400 тыс. баррелей. Экспорт вырос еще более значительно – на 700 тыс. баррелей с июня, до 7,7 млн баррелей. В ноябре производство нефти в королевстве продолжит расти, заверил аль-Фалех.
Увеличить поставки нефти в ближайшие месяцы намерен и Казахстан, добыча которого падала из-за ремонта мощностей. По словам министра энергетики Каната Бозумбаева, к ноябрю добыча в стране восстановится на 150-170 тыс. баррелей в сутки.
Несмотря на предстоящий рост предложения, страны-экспортёры не опасаются падения цен. По словам аль-Фалеха, "каждый баррель нашел своего покупателя". В то же время он признал, что коммерческие запасы нефти укрепляются с июня.
Российский лидер со сцены согласился с тезисом о том, что текущие цены на нефть перегреты. "Президент Трамп считает, что эта цена высокая [сейчас на нефть]. Мне кажется, что он отчасти прав", – сказал он. "Нас вполне устроит $70, $65, $75 за баррель. Это вполне нормально, чтобы обеспечить эффективную работу энергокомпаний и инвестиционный процесс", – заключил российский президент.
Впрочем, высокими цены остаются благодаря Трампу, считает Путин. "Они же есть [геополитические факторы], они реально играют на рынке, – констатировал он. – Лучше не вмешиваться в эти процессы рыночные, не пытаться получить какие-то конкурентные преимущества за счёт политических инструментов и не пытаться регулировать, как в Советском Союзе, цены [на нефть]: это до добра не доводит".
Напомним, страны ОПЕК+ с июля наращивают добычу, чтобы возместить падение добычи в Венесуэле, Мексике и других странах. Было решено поднять совокупную добычу на 1 млн баррелей в сутки, и она росла в основном усилиями России и Саудовской Аравии. Однако из-за того, что в странах с падающим производством она просела еще сильнее, фактический рост составил всего 500 тыс. баррелей по состоянию на август. Это означает, что в ближайшие месяцы, когда с рынка могут уйти из-за санкций и поставки иранской нефти, добыча должна вырасти еще по меньшей мере на 500 тыс.